Об Айкидо

Небольшой экскурс в историю

Айкидо
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Айкидо 合気道

Дата основания — середина ХХ века. Страна Япония. Основатель Морихэй Уэсиба.
Родоначальное БИ Дайто-рю Айкидзюцу
Производные БИ Ёсинкан, Ивама-рю, Ки-айкидо, Томики-рю и т.д., более 30 школ.
Известные последователи Коити Тохэй, Годзо Сиода, Морихиро Сайто, Сёдзи Нисио, Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба, Минору Мотидзуки, Масатакэ Фудзита, Кэндзи Томики, Мицуги Саотомэ, Ясунари Китаура

Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современный японский комплекс физических и духовных практик, созданный Морихэем Уэсибой как синтез его исследований БИ, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния с жизненной энергией» или «путь гармонизации духа». Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.

 

Техника айкидо основана на уклонении от ударов противника, захватах его рук и перенаправлении энергии его удара в сторону от защищающегося. При этом атакующий айкидока содействует обороняющемуся в проведении приёмов, осуществляя движения с достаточной плавностью, а в случае выполнения бросков содействует партнёру для того, чтобы бросок был осуществлён технично и нетравматично.

Своё начало айкидо берёт в Дайто-рю Айкидзюцу, но постепенно, к середине 40-х годов ХХ века, начинает расходиться с ним, отчасти из-за влияния религиозного учения секты Оомото-Кё на Морихэя Уэсибу. Хотя в ранних записях его первых учеников еще долго, регулярно используется термин Айкидзюдзюцу.

Старшие ученики Уэсибы используют разные подходы к практике айкидо, в немалой степени зависящие от их времени обучения у него. Сегодня айкидо встречается во всём мире в виде множества стилей с широким диапазоном толкования техник и смещением акцента к разным его областям. Однако все они объединены принципами, сформулированными ещё Уэсибой и включающими заботу о нападающем и уделение основного внимания духовному, а не физическому развитию.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] (С) Маслов Алексей Александрович.

Уэсиба пишет: «Дело в том, что понятия гармония, единение могут выражаться иероглифом «ай», поэтому я и решился назвать свою школу боевых искусств «айкидо». Действительно, понятие айки уходит своими корнями в глубокое прошлое. Но тот термин, который употребляли воины в прошлом, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. Вот какое значение я вкладываю в айки: айки – это не прием, с помощью которого побеждают врага, „айки« – это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить всех живущих в одну семью»

В идеале, учил Уэсиба, мастер айкидо вообще не должен использовать свою силу – он лишь «заимствует силу» у противника. В этом случае защита будет всегда адекватна нападению, а человек становится, как отмечал Уэсиба, «единым с волей Высшего божества». «Истинное боевое искусство заключается в том, чтобы быть единым со Вселенной. А это значит – объединиться с центром Вселенной», – писал он.

В том айкидо, которое создавал Уэсиба, существовало немало ритуалов поклонения духам, сложных синтоистских церемониалов и мистерий. Но о-сэнсэй «Великий учитель» – так называли самого Уэсибу – прекрасно понимал, что чисто духовная, полузакрытая сектантская проповедь уже не устроит современных японцев, все больше контактирующих с западной цивилизацией. Нужна иная форма организации, и Уэсиба создает первый массовый клуб айкидо – Айкидо хонбу, который открывает свои двери для всех желающих. А вскоре, в 1948 г., возникает и Ассоциация айкидо – Айкикай. Естественно, ее первым президентом стал сам Уэсиба Морихэи. Уже в это время рядом с ним встал его сын Уэсиба Кисэмару, который сначала был «теневым» президентом Айкикая, а после смерти патриарха уже официально занял высший пост.

В деятельности Айкикая стали принимать участие крупные бизнесмены, которых весьма привлекала внешняя сторона айкидо. Здесь нет соревнований, и многим казалось, что нет и необходимости в утомительных, иногда весьма болезненных тренировках. Здесь практически исключены травмы, а занятия порой напоминают интеллигентную беседу. Уэсиба, запретив соревнования, стремился сохранить духовный облик своей системы, но эпоха сыграла с ним злую шутку: в айкидо приходит все больше случайных людей; к тому же этот вид боевых искусств стал одним из предметов активной профанации за рубежом – во Франции, США, Великобритании.

«Забыть о боевой сути боя» – именно так в конце концов сформулировал внутреннюю сущность своей системы Уэсиба Морихэи.
«Я должен любить своего противника и испытывать к нему чувство величайшего уважения, как бы он ко мне ни относился» .

Данный текст является ознакомительным фрагментом книги «Путь воина» [Секреты боевых искусств Японии] .

(С) Маслов Алексей Александрович

+ 7 902 27 666 22